EN RU AB

Христианские святыни Псырцхи

Христианские святыни Псырцхи

Христианские святыни Псырцхи

Местность Псырцха, название которой в переводе с абхазского обозначает «пихтовый родник», привлекает не только своей красотой, но и известными христианскими святынями. В ущелье Псырцхи находится одно из часто посещаемых паломниками и туристами мест Нового Афона. Это грот святого великомученика Симона Кананита.

Путь к пещере апостола начинается у древнего храма IX-X вв. Тропа проходит мимо искусственного водопада и небольшого запруженного озера. По пути можно встретить несколько христианских святынь: это источник со святой водой, омовение в котором, как гласит предание, излечивает от всех недугов; небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола; горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови». Считается, что путника ждет удача, если он наугад вытащит из углубления с водой обагренный камешек.

Церковное предание называет землю, на которой проживали абазги и апсилы, Уделом Богородицы. После дня Пятидесятницы, когда сошедший на апостолов Святой Дух наделил их даром многоязычия для евангельской проповеди в иных странах, ученики Иисуса решили бросить жребий, определяющий каждому его миссионерский удел. Святая Мария также хотела посвятить себя благовествованию, однако апостолы отговаривали ее ввиду опасности.

В конце концов, было решено, что Богородица примет участие в жребии, но затем выберет одного из апостолов, чтобы он проповедовал за нее на этой земле сверх собственного долга. Для проповеди в своем уделе Богородица избрала Симона Кананита – своего пасынка, сына Иосифа Обручника от первого брака, близкого ей по духу и родству. Повинуясь ее воле, он после проповеди у бриттов, отправился на восток, в Абазгию, и до конца своих дней жил среди абазгов.

В Абазгии апостол избрал для проживания и служения небольшой грот в красочном ущелье реки Псырцха. Симон Кананит жил в посте и молитвах, оберегал семьи, прославлял Иисуса Христа многими чудесными знамениями. Приходившие сюда люди слушали евангельскую проповедь о Боге, который стал Человеком и во искупление грехов людей отдал свою жизнь, об апостолах и Богородице, которая волей жребия должна была нести благую весть абазгам. Рассказы Симона об Уделе Богородицы соответствовали традиционным абхазским представлениям об их земле как об уделе Анцва, Божьей земле. Это облегчило его миссию, послужив быстрому распространению новой веры. Симон Кананит стал национальным святым и основателем одной из самых древних христианских общин.

Грот Симона Кананита приобрел современный вид уже после смерти апостола. Монахи-отшельники прорубили в пещере вход (апостол входил в свою обитель через узкое отверстие в своде), построили лестницу из известковых плит. Они выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры.

Наскальный монастырь близ поселка Отхара



В окрестностях поселка Отхара Гудаутского района сохранилось несколько древних памятников: церковь около села Звандрипш, руины храма в Амбаре и пещерный средневековый монастырь крупнейшего в Абхазии скального замка.

Путь к подножью скалы начинается у Форелевого хозяйства, расположенного на берегах Черной речки и ведет по самшитовому лесу к истокам Мчишты. Из-за повышенной влажности деревья, камни и земля поросли мхом. Бурные холодные воды Черной речки берут начало в крупнейшем карстовом источнике Кавказа. Этот воклюз и подземные пещеры Гагрского хребта привлекают внимание спелеологов со всего мира.

Громада отвесного утеса, покрытого зеленью, будто бы вырастает из-под ног. Внешняя стена скального замка выложена из грубо обработанных камней на прочном растворе. На высоте около 50 м видны ряды отверстий разных размеров – окна многочисленных келий, до которых невозможно добраться без специального альпинистского снаряжения.

Вход в замок находится высоко от земли, попасть туда можно по приставной деревянной или навесной веревочной лестнице. Ширина внутреннего помещения не превышает 2-3 м, высота – более 15 м. В верхней части уцелело сводчатое перекрытие.

Долгое время считалось, что скальный замок близ поселка Отхара – произведение самой природы. Однако исследования 80-х годов XX века доказали: именно люди, расширив и соединив естественные карстовые пещеры, соорудили эту неприступную крепость.

Доподлинно неизвестно ни время постройки, ни точное назначение этого объекта. По одной из версий, замок построен в XII веке как убежище для абхазской знати во время пиратских набегов с моря. Об этом косвенно свидетельствует ряд бойниц, направленных на тропу. В мирное время замок облюбовали монахи-аскеты, которые предположительно занимались разведением рыбы. На другой стороне ущелья, на скальном гребне, нависающем над современным форелевым хозяйством, они построили мощную цитадель, которая в период становления Абхазского царства в VIII веке охраняла дорогу на Северный Кавказ. Таким образом, древний наскальный комплекс был одновременно религиозным и военным объектом.

Научное обследование Мчиштинского пещерного замка началось только в 1958 году. Археологи с помощью альпинистов проникли внутрь, обследовали все помещения и извлекли несколько предметов бытового назначения, относящихся к средневековой эпохе.

Сегодня Отхарский скальный монастырь, несмотря на труднодоступность, – один из самых популярных туристических объектов.


Возврат к списку