smartphone
8(916)620-07-23
email
info@abkhazmoscow.ru
close

Анри Барциц: “Наш внутриведомственный механизм должен работать как швейцарские часы”




Анри Львович Барциц, новый министр юстиции Республики Абхазия дал интервью корреспонденту Московской Абхазской Диаспоре

- Анри Львович, 6 июля Вы были назначены Министром юстиции Республики Абхазия.  Как Вы встретили предложение о занятии должности Министра юстиции?

- Спасибо за вопрос. Пожалуй, доминирующими были чувства чрезвычайно обостренной концентрации и осознания ответственности. Не скрою, это было непростое решение, в силу того, что, государственно-административная публичная служба влечет за собой принятие решений, способных повлиять на весьма обширный и формально не определенный круг лиц, что в свою очередь дополнительно нагнетает понимание ответственности за предстоящую деятельность. Проще говоря, у нас нет права на ошибку (хотя многие меня убеждают в том, что я завышаю требования), несмотря на это, я не забыл слова А.С. Пушкина о том, что «И опыт, сын ошибок трудных», которого вполне логично можно дополнить словами Т.Рузвельта о том, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает». Мы с коллективом приложим максимум усилий, чтобы минимизировать управленческие погрешности.

- Сегодня время и новые технологии диктуют высокие требования к кадрам, нужны активные, современно мыслящие, технически оснащенные специалисты.

Как вы будете формировать, или обновлять при необходимости состав министерства? Есть ли конкурсный отбор кадров, планируется ли создать кадровый резерв или он уже был сформирован?

- Вы совершенно верно обратили внимание на высокую потребность современно мыслящих и технически квалифицированных кадров. Огромным счастьем для меня оказалось стать частью очень интересного коллектива, в котором гармоничный синтез большого количества молодых и энергичных специалистов и старших, более опытных сотрудников. Этот синтез позволяет любые идеи пропускать сначала сквозь фильтр опыта, а затем оперативно реализовывать благодаря энергии. В этой связи состав министерства мы планируем сохранить. В то же время, важным критерием профессиональной пригодности к осуществляемым функциям будет только профессиональная компетенция, и способность качественно и своевременно выполнять поставленные задачи. Наш внутриведомственный механизм должен работать как швейцарские часы, и в случае появления слабого звена, надеюсь на самосознание.

Что касается второй части вашего вопроса, связанной с отбором кадров, то мы с первых дней провозгласили доминантой принцип интеллектуальной и профессиональной конкуренции. Никакие кровно-родственные и кланово-групповые критерии не имеют права применения. Это откат в далекое прошлое. Любой претендент на вакансию работника Министерства юстиции РА может беспрепятственно обратиться в приемную Минюста и пройти собеседование в день обращения. Разумеется, таких обращений к нам было уже немало, с каждым из претендентов мы провели собеседование и включили в Кадровый резерв Министерства юстиции РА. По мере появления вакантных должностей мы будем обращаться к этому резерву исходя из компетентностных требований самой должности.

Не видим смысла изобретать велосипед. Практика мировая, апробированная и результативная.

- В юридическом мире давно активно осваиваются электронные технологии.  Когда министерство перейдет на полностью цифровой формат работы – электронный документооборот?

- Вы задали очень интересный, но в то же время очень обширный вопрос. Я бы его разделил на 2 части.

Мы осознаем значимость внедрения электронно-цифровых технологий в систему государственного и ведомственного (в частности) управления. Блокчейн технологии в государственном управлении уже давно не теорема, а доказанная в части своей эффективности децентрализованная система оптимизации процессов администрирования. У нас есть шанс сразу выйти на современные технологии в управлении, в обход тех методов проб и ошибок, которые уже известны мировому опыту.

Именно в связи с этим пониманием мы приступили к созданию и уже внедрили два проекта – это цифровые реестры индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Помимо этого, уже внедрена электронная система внутриведомственного учета документооборота.  Внедренная система рассчитана на то, что может стать фундаментом для дальнейшего межведомственного электронного документооборота.

Ну и, пожалуй, самое главное и сложное - на стадии разработки программного обеспечения находится система единых баз данных записей актов гражданского состояния и нотариальных действий. Это очень масштабный и трудоемкий процесс, требующий большого количества специалистов как извне, так и дополнительной квалификации внутри Минюста, для полноценного перехода на эту систему.

Все вышеуказанное - это ответ на ваш вопрос о том, когда Минюст перейдет на цифровой формат работы. Как вы видите, мы вышли на этот путь. Он будет не легким и тернистым, мы будем сталкиваться с нехваткой профильных кадров и компетенций, с техническими и финансовыми трудностями, с человеческим противодействием и многим другим. Но мы не свернем с намеченного пути – это наш приоритет.

-  Одна из задач Министерства - юридическая экспертиза законопроектов, нормативных правовых актов и международных договоров. Важна и другая функция – мониторинг того, как работают наши законы, насколько они эффективны.

Какая сегодня в Абхазии существует практика анализа эффективности законодательства?

- Действительно, к функциям Министерства Юстиции отнесено проведение юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Республики Абхазия и Кабинета Министров Республики Абхазия. Это очень важная функция, в рамках которой осуществляется и анализ эффективности законодательства. Работа очень сложная, объемная и ответственная, на данном этапе возложена на сотрудников профильного Отдела законодательства центрального аппарата Минюста. Однако, в силу особой сложности указанного направления и ограниченных материально-технических возможностей указанного отдела, а также, учитывая актуальность данной темы, на наш взгляд, целесообразно концептуальное создание единой системы правового мониторинга.

- Готово ли Министерство к сотрудничеству с гражданским обществом в вопросах совместного общественного мониторинга законодательства и правоприменения? В других странах подобные механизмы давно работают, в России, к примеру, функционирует Общественный совет при Министерстве юстиции. Другими словами, готовы ли вы к запуску таких механизмов общественного мониторинга правоприменения?

- Минюст РА открыт для любых полезных нашей стране в целом, и правовой системе в частности, инициатив. Мы ежедневно принимаем наших граждан, в том числе и наших коллег юристов, с которыми проводим консультации по обширному кругу нормативных вопросов. Министерством планируется ряд научно-практических мероприятий, в рамках которых все желающие могут принять теоретико-прикладное участие как по вопросам мониторинга эффективности правовой системы, так и возможностью выдвижения и реализации инициатив.

- На совещании с нотариальными государственными конторами вы объявили, что «первоочередная задача - усовершенствование инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами и устранение норм, противоречащих действующему Закону РА «О государственном нотариате»».

Какие именно нововведения могу появиться в этой инструкции и как они изменят работу нотариата?

- В настоящий момент нотариусы руководствуются инструкцией Грузинской ССР 1977 г., а закон о «Государственном нотариате» принят в 2006 г. Соответственно, приходится сталкиваться с несостыковками. Могу сообщить, что с момента указанного совещания, по сегодняшний день проведена колоссальная работа по подготовке Инструкции о порядке совершения нотариальных действий. Это очень объемный и обширный документ к сегодняшнему дню уже разработан. В ближайшее время он будет направлен в государственные нотариальные конторы для следующего этапа согласования. Нотариусы изучат документ и представят нам свои аналитические справки с предложениями и замечаниями. Следующим этапом мы проведем рабочее совещание, в котором подведем все итоги работы и представим руководству Правительства итоговый вариант для дальнейшего принятия. Нововведения в усовершенствованной инструкции будут соответствовать действующему законодательству Республики Абхазия и более подробно отражать последовательность нотариальных действий.

- Будут ли нововведения в части контроля за регистрацией/перерегистрацией учредительных документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

- Регистрация и перерегистрация учредительных документов юридических лиц осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Абхазия. Нововведения коснутся части внедрения цифрового Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и цифрового Единого государственного реестра юридических лиц. Внедрение этих технологий позволит полноценно реализовать требование законодательства о публичности доступа к указанным реестрам, существенно оптимизирует работу профильного отдела центрального аппарата и обеспечит дополнительную открытость работы.

- Вы успешно защитили кандидатскую диссертацию на тему «Право народа Республики Абхазия на самоопределение и восстановление суверенной государственности: конституционно-правовой анализ». В своей работе вы анализируете конституционные и правовые предпосылки права народа Абхазии на восстановление ее суверенитета и независимости.

На какие аргументы вы в первую очередь опирались при анализе предпосылок нашего права на восстановление независимости?

-Мое исследование базировалось на конституционно-правовых механизмах, однако мои аргументы помимо конституционного, носили междисциплинарный характер: исторический, правовой, международно-правовой, историко-правовой, политический и др. Предпосылок права на восстановление независимости искать не было нужды и доказывать особо не приходилось. Наше право народа на самоопределение закреплено в международно-правовых документах, реализовано с процессуальной точки зрения, мы его отстояли народным единством в борьбе за это право и утвердили принятием Конституции. И совершенно очевидно, что весь здравомыслящий мир это понимает не хуже нас. Просто шкурный политический интерес часто не дает признать очевидное и заставляет явным вещам искать дурное объяснение. Абхазия суверенна. Нам надо сосредоточиться на другом. Двигаться в направлении конкурентоспособности на международной арене. Нам надо становиться сильнее демографически, культурно, духовно, экономически, политически.

-Что было самым сложным на вашем профессиональном пути?

- Самым сложным в работе для меня всегда было смириться с обстоятельствами непреодолимой силы во время реализации поставленных задач. Такие обстоятельства в работе встречаются. Они могут быть техническими, бюджетно-финансовыми, кадрово-компетентностными, морально-этическими, политическими и иными. Особое удовольствие всегда доставляло нахождение нестандартного решения даже в самой нерешаемой проблеме, порой хронического характера.

- Какие основные качества в человеке вы цените?

Ну, помимо классических: порядочность, честность, высокие моральные принципы, профессионализм, обширные знания и трудолюбие, я всегда высоко ценил профессионалов способных работать на результат. Вероятно, должно прийти время не простой профессионально-интеллектуальной конкуренции, а время, может даже революция - результативности и эффективности.

 

177

коммент.

Написать комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечени символом *

expand_less