EN RU AB

Новости

Вячеслав Чирикба: Новая гипотеза о происхождении матери великого художника Леонардо да Винчи В недавно вышедшей книге профессор Вячеслав Чирикба выдвинул новую гипотезу о происхождении матери великого художника Леонардо да Винчи

Личность матери Леонардо да Винчи всегда была покрыта тайной. Историки искусств изо всех сил пытаются найти информацию о женщине, чей незаконнорождённый сын стал гением, написавшим Мону Лизу.

О том, какие новые источники проливают свет на загадку происхождения матери Леонардо да Винчи и о многом другом читайте в специальном интервью Вячеслава Чирикба корреспонденту московской абхазской диаспоры

-Чем обусловлен такой интерес вас как профессора филолога к личности матери Леонардо да Винчи?

С юности я был под огромным впечатлением от масштаба личности и разносторонних интересах этого гения. Он ведь был не только гениальным художником, но и ботаником, анатомом, инженером, изобретателем и так далее, и так далее. Это пример того, на что способен один человек. Интерес к его личности сохранился у меня на всю жизнь. Занимаясь историей Абхазии и ее взаимоотношениями с Италией 13-16 веков, понял, какой размах принял в Италии экспорт домашних рабов из Абхазии и Черкесии, достигнув максимума к середине 15 века, т.е. к периоду рождения Леонардо. Есть обоснованные мнения ряда специалистов, полагающих, что не случайно, что о матери художника практически ничего не известно, кроме ее имени - это указание на то, что она была домашней рабыней, так как только рабы в Италии того времени ничем иным кроме имени не обладали. Да и само ее имя – Катерина – была типичным именем, которое давали рабыням-чужеземкам после католического крещения. Это и послужило основой для моей гипотезы о высокой вероятности того, что мать художника Катерина была абхазской или черкесской рабыней, привезенной генуэзскими купцами с Черноморского побережья Абхазии или Черкесии.  

-Сколько лет вы работали над книгой и что предшествовало ее выходу в свет?
Я закончил книгу в течение года – начал в середине 2015 и окончил во второй половине 2016 года. После этого я много исправлял, добавлял, вырезал, так что в 2017 уже смог послать книгу в издательство. Я думаю, она еще долго была бы в рукописи, если бы не помощь Муссы Хабалевича Экзекова, который любезно предложил финансировать ее издание в Санкт Петербурге. Мусса Хабалевич, успешный бизнесмен, известный меценат, Президент Конгресса Абхазо-абазинского народа, поддерживает многие культурные и спортивные проекты. Так что мне очень повезло, что и мой проект он поддержал, профинансировал очень качественное издание, я рад выпуску этой книги, и очень ему благодарен. Кстати, хочу отметить, что редактор затребовала от меня получить письменные разрешения от всех музеев, в которых хранятся те работы Леонардо, которые я использовал в качестве иллюстраций в своей книге. Я списался с этими музеями, и получил официальные разрешения от Лувра, Национальной Галереи в Лондоне, Королевской Коллекции в Виндзоре, от Галереи Уффици и других музеев. Так что впервые пришли такие письма из этих музеев в Республику Абхазия, в Сухум, что тоже интересно в плане налаживания связей Абхазии с внешним миром.

-Впервые о черкесском происхождении матери Леонардо да Винчи  написал известный писатель и журналист Кёртис Пеппер, предложивший адыгскую версию происхождения Катерины. Чем принципиально отличается ваша гипотеза?  

Действительно, согласно сюжетной линии художественного жизнеописания Леонардо, принадлежащего перу американского писателя Куртиса Билла Пеппера, отцом Катерины был черкесский князь из черноморского региона, который, желая иметь не дочь, а сына, продал Катерину в рабство банкиру из Флоренции. И в историческом романе итальянского писателя Бруно Бартолони «Крылья Леонардо на ветрах Босфора» Леонардо да Винчи также называется незаконнорожденным сыном черкесской рабыни. Это говорит о том, что идея уже витала в воздухе. В отличие от указанных авторов-романистов, которые создали художественные произведения, дополняя отсутствие достоверных данных художественным вымыслом, моя работа – историческое исследование, со ссылками, с научным аппаратом и с научной аргументацией. В этом отличие. Хотя я старался писать доступно, и, кажется, получилось интересно и для общей публики, не только для специалистов.

Одним из косвенных доводов в пользу “абхазской» версии, которые  вы приводите в своей книге это ряд таких факторов как внешность Катерины – матери Леонардо, а также интерес Леонардо к  территории бассейна Черного моря, Кавказу и Малой Азии? Насколько эти факторы можно использовать в качестве аргументов в пользу вашей версии?

Ну, я не говорю о внешнем облике Катерины, мы о нем ничего не знаем. Просто была не очень серьезная гипотеза, состоявшая в том, что матерью художника была китаянка, и потому я пишу, что скорее всего его матерью была женщина средиземноморского происхождения, а не скажем, уроженка Китая, Монголии, Татарии или Африки, иначе эти антропологические черты проступали бы и в сыне, а ничего такого о внешности Леонардо не говорили. Интерес к бассейну Черного моря у Леонардо был, как и к Кавказу, но он вообще был очень любознательным человеком, так что я не придаю и факту этого несомненного интереса какое-то решающее значение. Я старался привести всю совокупность данных, сохранившихся в текстах Леонардо, а также в официальных документах, а это, конечно, пазл, и очень увлекательный. Решающее значение для моей гипотезы имеет главным образом то, матерью художника скорее всего была домашняя рабыня, и что большинство рабынь в Италии на период его рождения были абхазки, черкешенки и русские. Все остальное – косвенные данные, которые интересны и важны, но не имеют решающего для моей гипотезы значения.

- В вопросе происхождения матери художника известна и версия профессора истории искусств Оксфордского университета Мартина Кемпа, исследовавшего тосканские архивы. Согласно его гипотезе  мать Леонардо была сиротой и жила с бабкой в холмах в паре километров от Винчи.  

Я достаточно подробно останавливаюсь на анализе версии, выдвинутой известным британским специалистом в области творчества Леонардо профессором Мартином Кемпом. На мой взгляд, в данном случае он ничего не открыл, и ничего не доказал. Во-первых, судя по налоговым документам, матери Леонардо на момент рождения сына было 25 лет, сироте же, сведения о которой приводит профессор Кемп, и которую он почему-то считает матерью Леонардо, в 1452 году, то есть в год рождения Леонардо, согласно документам, было всего 16 лет. Этот важный факт исследователь почему-то игнорирует. Кроме того, нет ни одного документа, связывающего малолетнюю сироту из окрестностей Винчи с отцом Леонардо Пьеро, или указывающего на наличие у них общего ребенка. Предположение Кемпа пока ничем не подтверждается, и загадка происхождения Катерины все еще остается нераскрытой.  

Какие новые архивы вы исследовали?  Есть ли наиболее достоверный документ или источник, который и служит вам в качестве одного из основных аргументов, подтверждающих вашу гипотезу?  


Есть архивные документы о продаже рабыни Катерины Авогазии (т.н. абхазки) Приютом Невинных во Флоренции с участием одного из нотариусов. Это случилось за три года до рождения Леонардо. Теоретически эта женщина могла быть матерью Леонардо, но это конечно, только гипотеза. Есть и другие архивные документы, указывающие на вероятность передачи в качестве дара отцу художника Пьеро рабыни Катерины в числе недвижимости, доставшейся ему по завещанию от одного из его прежних клиентов. Есть и другие версии. Для меня главное здесь – статистика. Повторяю, что так или иначе, но большинство белых рабынь на период рождения Леонардо были черноморско-кавказского происхождения, т.е. абхазками или черкешенками.

-В вашей книге подробно описывается исторические реалии того периода времени, активная работорговля в генуэзских колониях, приводятся конкретные цифры о количестве абхазских рабов во Флоренции и Генуе.

В частности, этнический состав черноморских рабов (черкесов, абхазов) в Генуе в 1425 году составлял уже 91% . C чем была связана такая динамика? Насколько достоверны эти цифры?

Как я пишу в книге, первоначально в Италию в качестве рабов везли татар. Но монгольские нашествия, междоусобицы и эпидемии в 14-15 веках резко сократили поступление татарских рабов, и генуэзцам и венецианцам пришлось восполнять этот ущерб путем значительного увеличения экспорта черкесских и абхазских рабов. Цифры поступления рабов содержатся в бухгалтерских книгах – массариях, в которых скрупулезно записывалась информация об этническом происхождении рабов, их возрасте, имени и дате купли-продажи. Так что эти данные вполне достоверны. Помимо массарий, имеются также купчие, а также контракты, касающиеся рабов. Так что документов достаточно, и они вполне достоверны и неплохо изучены.

- Приходилось ли вам работать с Генуэзским сводом архивных документов Libre Gazaria, в которых собрана подробная информация о жизни генуэзских колоний в 13-15 веках, о черкесах и их взаимоотношениях? Если да, то что вы почерпнули интересного для подтверждения своей версии?

В процессе работы я перелопатил множество источников и исследований, хотя не считаю, что все их исчерпал. Вообще-то, это работа для историков-специалистов, коим я себя не считаю. Я все же лингвист. Однако полагаю, что для своей гипотезы я привлек достаточно фактического материала.

-Насколько достоверны выводы о взаимосвязи Катерины, матери Леонардо, с рынком работорговли в Генуе, взаимоотношениях черкесов и генуэзцев, которые были достаточно плотными в то время?  

Главными рынками рабов в Италии были Генуя и Венеция, оттуда они через посредство специальных агентов и перекупщиков перепродавались по всей Италии, включая Тоскану. К сожалению, никаких документов или купчих, касающихся конкретно матери Леонардо Катерины, до сих пор не найдено. Вернее, есть документы о продаже черкешенок или абхазок по имени Катерина, но нет документов, связывающих этих рабынь с отцом Леонардо Пьеро да Винчи. Поэтому-то, пока такие документы не найдены, мое и другие предположения являются гипотезами, более или менее убедительными, или достоверными. Но пока – только гипотезами, а не теориями. Поиски продолжаются, и новые документы то и дело всплывают. Кстати, сейчас работает группа американских и итальянских ученых, в том числе, генетиков, над поиском ДНК Леонардо и его родственников. Если будет найдена материнская ДНК Леонардо, унаследованная от его матери Катерины, это сможет дать ответ на вопрос о ее происхождении. Так что будем ждать новых открытий, которые подтвердят, либо опровергнут существующие гипотезы, касающиеся загадочной матери Леонардо да Винчи по имени Катерина.  

-Есть ли уже отзывы от ученых и исследователей о вашей гипотезе? Планируете ли вы перевести книгу на другие языки?

Книга только что поступила в продажу, так что пока откликов ждать рановато. Кроме того, она вышла на русском языке, а специалисты по Леонардо в основном европейцы или американцы, так что чтобы от них услышать отклики, книгу нужно будет перевести хотя бы на английский язык, а хорошо бы еще и на итальянский. Как раз этим я сейчас и планирую заняться.

-В книге чувствуется глубокая проработка исторического материала. Какие у вас дальнейшие планы, планируете ли вы дальше исследовать эту тематику?

В процессе работы над книгой я так насытил себя знаниями о Леонардо, о его мыслях, идеях и мнениях, о его эпохе и о его современниках, что было бы жалко оставлять все это в себе. Может быть, что-то еще напишу. Может быть, это будет второе, расширенное издание нынешней книги.

Спасибо большое за интересное исследование и беседу. Надеемся на презентацию книги в Москве.


С большим удовольствием. Спасибо вам за ваш интерес к моей книге и за интересные вопросы.

165


Return