EN RU AB

Новости

Наала Хибба: “ Мне кажется, история формирования диаспоры любого народа уникальна. То же самое можно сказать и об истории абхазской диаспоры в Москве, в которой можно выделить 4 этапа.»

- Наала, с чем связан ваш выбор именно этой темы дипломной? Ведь как известно источников и материалов на эту тему существует не так много?
Вы правы, источников по данной теме практически нет, материал пришлось собирать буквально по крупицам. Однако от этого тема не становится менее интересной. Вообще в современной науке популярным направлением является исследование диаспор. Одно время в России выходил журнал «Диаспоры», издание которого, к сожалению, прекратилось. Много литературы можно найти о различный кавказских диаспорах, проживающих как в Москве в частности, так и в мире вообще. В связи с этим мне показалось интересным попытаться осветить историю абхазской диаспоры в Москве.
- Вы сами приняли решение выбрать эту тему или вам помог в этом ваш руководитель?
Решение приняла сама. Тема сразу понравилась моему научному руководителю, и на кафедральном обсуждении темы её утвердили практически сразу.
- Есть ли на ваш взгляд какие-то особенности в формировании абхазской диаспоры в Москве? Можно ли выделить какие-то этапы или основные вехи?
Мне кажется, история формирования диаспоры любого народа уникальна. То же самое можно сказать и об истории абхазской диаспоры в Москве, в которой можно выделить 4 этапа. История началась в 1920-е гг ХХ в, когда на учебу в Москву стали приезжать первые студенты из Абхазии. Этот этап завершился в 1930-х с усилением политики грузинизации. Во второй половине 1950-х гг, со смертью Сталина, вновь возобновляется получение льгот студентами из Абхазии на обучение в Москве. На этом этапе огромную роль сыграл Т.М. Шамба. Следующий этап связан с периодом Отечественной войны 1992-93 гг. Его характеризует усиление активности московских абхазов, за которым последовал некоторый спад деятельности.
И последний этап, который выделяется в исследовании – современный - связан с созданием РОО «Московская Абхазская Диаспора» (далее “МАД”), отмеченный активизацией новых форм жизнедеятельности диаспоры в разных сферах, появлением официального сайта диаспоры, использованием более инновационных способов информирования диаспоры через социальные сети и официальный сайт, установкой на более интеллектуальный вектор развития диаспоры посредством вовлечения молодежи в такие мероприятия как Интеллектуальные игры “Что? Где? Когда?” и т д.
- Есть ли точные данные, когда стали появляться первые представители абхазской общины в Москве? Какие цифры фиксирует этническая статистика?
Увеличение численности абхазов в Москве наблюдается в 1920-х гг., прежде всего за счет молодежи. С установлением советской власти в Абхазии стали практиковаться оргнаборы молодых людей для отправки на учебу, в том числе в Москву. Известно, что в 1934 г. в различных вузах Москвы обучалось около 150 студентов разных национальностей из Абхазии.
- Не могли бы вы выделить наиболее выдающихся представителей Московской Абхазской диаспоры на раннем этапе ее становления?
Наиболее выдающимися представителями абхазской диаспоры в Москве были Н.А. Лакоба и Э.А. Эшба. Руководство Республики внимательно следило за жизнью абхазского студенчества в столице. Очень часто пользовавшиеся большим авторитетом и уважением лидеры Абхазии Н.А. Лакоба и Е.А. Эшба во время своих визитов в столицу собирали соотечественников, находящихся на учебе в Москве, общались с ними, интересовались их жизнью, успехами, заботами и т.д. «Лакоба собирал их и рассказывал, как жизнь в Абхазии, что происходит». Порой главе Абхазии приходилось выполнять крайне экзотические функции. Так, часто через Н.А. Лакоба родные и близкие студентов передавали в Москву различные посылки.
- Абхазы отличались высокой миграционной активностью? С чем было связано появление в Москве первых абхазов?
В 1810 г. Абхазия вошла в состав Российской Империи, а в 1864 г. с упразднением местной владетельской власти окончательно была инкорпорирована в ее административную структуру, что предопределило дальнейший путь исторического развития абхазского народа. Абхазы не отличались миграционной активностью, тем не менее со временем этническая статистика стала фиксировать абхазов в ряде регионов и городов России, в том числе в Москве, где со временем образовалась община, в становления которой выделяется несколько этапов.
- Каким видом деятельности они занимались? Это были в основном студенты?
Первыми абхазами, появившимися в городе, были, вероятно, молодые люди, которые стали приезжать в Москву на учебу. Одним из таких студентов был, например, Е.А. Эшба, поступивший в 1913 г. на юридический факультет Московского университета. Уже тогда среди московского студенчества зародилась традиция земляческих объединений. К сожалению, не удалось найти более подробной информации о возможном присутствии абхазов в составе населения Москвы того периода.
- В каких вузах Москвы появились первые студенческие абхазские землячества?
Значительное количество абхазских студентов было, например, в Коммунистическом университете трудящихся Востока им. И.В. Сталина (КУТВ), который готовил партийных работников для национальных номенклатур советских республик. По сложившейся традиции, в КУТВ, наряду с другими, образовалось абхазское землячество, которое достаточно активно себя проявило: устраивались различного рода встречи, т.н. «абхазские вечера», во время которых показывались фильмы об Абхазии («Псыртсха», «Абхазия в настоящем»), исполнялась абхазская музыка и танцы

- Удалось ли изучить вопрос, когда в Москве появилось более ли менее постоянная абхазская диаспора?
Одним из следствий начавшейся в конце 1930-х гг политики грузинизации стало прекращение потока студентов, направляемых на учебу в Москву был остановлен. В то же время в Москве появилось постоянное абхазское население. Перепись 1939 г. зафиксировала 76 человек, указавших абхазскую национальность. Это были лица, которые ранее, по завершении учебы, остались в Москве, немало было и тех, кто, спасаясь от преследований грузинизации на родине, решил покинуть Абхазию и затеряться в многомиллионной столице.

- Когда абхазская община стала сформировываться более организационно?
В 1958 г. происходит организационное оформление абхазского студенческого землячества. Это событие связано с именем Т.М. Шамба, который возобновил традицию встреч студентов из Абхазии в Москве. «В первый раз собралось 6 человек. Объединились и стали регулярно, раз в месяц мы собираться», - рассказывает Т.М. Шамба. Собрания проходили в ЛИ им. А.М. Горького, где в то время учился поэт Владимир Анкваб. Вскоре к студентам присоединилось старшее поколение, которое проживало в Москве.

- Это была организация или неформальное объединение?
Скорее неформальное объединение

- Чем она занималась, какие цели ставила перед собой?
Абхазская община в те годы посещала различные культурные и спортивные мероприятия. «2-3 раза в год по 20-30 человек ходили в Большой театр. В театр Сатиры ходили, Современник. Была футбольная команда, волейбольная».
Со временем увеличивалась численность людей, входивших в московское землячество, 200-300 человек стало приходить на весеннюю встречу. Согласно данным переписей численность абхазов в Москве в период с 1939 г. по 1979 г. увеличилась с 76 до 741 чел.

- Как события 1989 года повлияли на формирование Московской Абхазской диаспоры
События 1989 г. в Абхазии всколыхнули деятельность абхазов в Москве. На тот момент в столице СССР проживало примерно 1,5 тыс. абхазов. 12 декабря 1989 г. в Москве было создано Московское общества абхазской культуры (МОАК) «Нартаа». Председателем общества стал Игорь Муратович Ахба (в настоящее время Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Абхазия в Российской Федерации.), заместителем Председателя – Юрий Дмитриевич Анчабадзе. 12 июня 1990 г. МОАК «Нартаа» было официально зарегистрировано. Причем, общество оказалось среди пяти национально-культурных обществ, первыми получивших официальную регистрацию (наряду с татарским, азербайджанским и осетинским обществами).
Главной задачей общества являлась «реализация потребностей москвичей-абхазов в пользовании родной культурой, а также с распространением и пропагандой среди москвичей ценностей абхазской культуры». Так, был организован вечер, посвященный творчеству абхазского писателя и поэта Д. И. Гулиа, являющегося основоположником абхазской письменной литературы. «Мы хотели как можно больше рассказать об Абхазии», - рассказывает И.М. Ахба.
Одним из направлений деятельности общества являлась учебно-воспитательная работа. В 1990 г. при обществе И.М. Ахба совместно с В.А. Чирикба, Ю.Д. Анчабадзе и Т.Г. Гулиа была создана воскресная школа (директор И.Б. Басариа). Преподавались также абхазская литература, история Абхазии, существовал курс истории абхазского театра, преподавались абхазские танцы. По сей день продолжаются занятия абхазского языка при воскресной абхазской школе.
В декабре 1989 г. выходит первый выпуск вестника МОАК «Нартаа» под названием «Алашара» (в пер. «свет»). Всего было выпущено около 36 выпусков. Целью данного вестника, выпуск которого начался в сложный для Абхазии 1989 году, редактор В.А. Чирикба называет «доносить правду об абхазском народе, рассказывать об его историческом прошлом, а также о сегодняшних буднях – радостных или тревожных»
- Какие еще общества создавались?
Также во время войны в Москве было создано общество «Аламыс» (в пер. совесть). Члены данного общества оказывали помощь по приему беженцев в РФ: они занимались регистрацией, размещением беженцев, также оказывали посильную материальную, продовольственную и медицинскую помощь нуждающимся беженцам из Абхазии. Возглавил общество Л.Н. Купалба. Кроме помощи соотечественникам, прибывавшим в Москву из Абхазии, также осуществлялась отправка гуманитарной помощи в охваченную войной Абхазию. Общество «Аламыс» не прекратило свою деятельность и в настоящее время: семьям погибших оказывается поддержка и помощь.

- Как отразились события Отечественная война 1992-1993 гг. в жизни абхазской диаспоры? На ее численности?
Составлявшая накануне войны 1286 чел. (в 1989 г.) численность абхазов в Москве во время войны 1992-1993 гг. значительно увеличилась и составляла более 5 тыс. человек. Отечественная война, явившаяся тяжелым испытанием для всех жителей Абхазии, способствовала активизации деятельности общины московских абхазов. Именно это трагическое событие послужило импульсом к активизации общения абхазов, проживающих в Москве. Создавались и активно функционировали вышеупомянутые общества, с гастролями в Москву приезжали артисты Абхазского драматического театра им. С. Чанба.
6-7 мая 1994 г. проходили дни абхазской культуры в Москве.

- В 2011 году была создана РОО “Московская Абхазская Диаспора» во главе с Бесланом Агрба. В прошлом году этой организации исполнилось 5 лет.
Как вам кажется были какие-то предпосылки для создания МАД – может это потребность абхазов ассоциироваться в более тесные и организованные связи?
Да, вы правы, в первую очередь МАД возникла вследствие потребности абхазов, проживающих в Москве, в единении и систематическом общении. Был создан официальный сайт МАД с серьезным техническим функционалом, создан координационный центр, наделенный всеми организационными функциями, а также информационный отдел, осуществляющий постоянную информационную поддержку мероприятий МАД и отдельно всех событий, связанных с деятельностью наших выдающихся соотечественников Москвы. С появлением МАД появились и более современные формы коммуникации и новые площадки такие как уже упоминавшиеся интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?”.

-Как вам видится основная миссия МАД на современном этапе?
Одной из форм сбора информации при работе над своим дипломом было анкетирование. В частности, я спрашивала у людей, для чего, по их мнению, была создана МАД и каким задачам она должна отвечать. Так, согласно результатам в первую очередь, на МАД возложена задача сохранения в столице абхазской культуры, традиций, языка, к которым следует приобщать соотечественников. Второй целью является сплочение, объединение абхазов, проживающих в Москве, установление контактов и связей между ними. В данном случае МАД рассматривается как площадка для встреч и новых знакомств в том числе и с известными и уважаемыми абхазами, деятелями науки, культуры и искусства.

650


Return