"Цена достояния познается с потерей его..."  Б. Шинкуба. "Последний из ушедших" 

АБХАЗСКИЕ ТРАДИЦИИ


Апацха – традиционное жилище абхазов

Апацха – один из типов традиционных абхазских построек. Это четырехугольное плетеное жилище, которое со второй половины XIX в. получает широкое распространение и становится основным видом жилища абхазов.

Решетки апацха устанавливались на плоских тесаных бревнах, связанных между собой по углам и положенных в форме правильного прямоугольника. Являясь основанием, эти лежаки подкреплялись в свою очередь камнями, предохранявшими стену от гниения. Внутри лежаков и обвязочных брусьев долбили отверстия, в которые входили концы решеток, заплетаемых ровными прутьями из рододендрона, азалии или орешника. Стены снабжали подвязочными брусьями.

Широкий навес апацхи подпирался обычно двумя или четырьмя столбами. Дверей у нее было две – одна против другой. Причем, передняя называлась верхней, а задняя – нижней. Дверь апацхи представляла собой четыре пригнанных друг к другу ребрами доски, которые были укреплены двумя поперечными планками. Петли изготавливали в кузне.  С внутренней стороны дверь закрывалась металлическим крючком, а снаружи – вращающимся деревянным затвором.

В традиционных жилищах пол был земляной, тщательно выровненный и утрамбованный. Однако в маленьких помещениях пол делали из досок. Тесаные доски настилались на внутренних бревнах.

Постройка крыши и стен апацхи
Высота стен плетеных жилищ, независимо от их формы и типа, была чуть больше человеческого роста. Стены легко пропускали внутрь помещения воздух и свет. Обычно в фасадной стене оставляли небольшой проем в виде прямоугольника: «дверь для головы». Некоторые исследователи считают, что он служил скорее для наблюдения за тем, что происходит во дворе, чем для освещения. Ночью и в холодное время проем закрывали ставней.

Многие, особенно жители горных селений, утепляли свои жилища, обмазывая стены глиной. Для придания прочности смешивали ее с размельченной соломой или с сеном, а затем производили побелку. Белила изготавливали из известковых масс, которые доставляли из скалистых ущелий горных рек.

Все плетеные жилища, в том числе апацха, покрывались многолетними травами, главным образом из семейства осоковых, папоротником, соломой. Заготовка кровельного материала осуществлялась осенью, когда растение обсыхало. Собирали его в пучки, которые ставили верхушками вверх. Перед употреблением их вымачивали водой.

Самым распространенным способом покрытия крыши было покрытие не вязаной осокой. При этом материал подавали на крышу в пучках, но потом эти пучки развязывали и расстилали  снизу вверх. По форме крыши были четырехскатными.

Очаг – центр домашнего хозяйства
Как правило, за исключением апацха, все плетеные жилища представляли собой однокамерные постройки, а апацха могла иметь два, иногда и три помещения. Наибольшее из них обычно располагалось справа от входа. В этой большой комнате у очага семья готовила и принимала пищу, обсуждала свои повседневные проблемы. В ней спали старшие члены семьи. В ряде случаев она служила еще и гостиной. Младшие члены семьи спали в меньших комнатах.

В центре помещения, несколько ближе к «нижней» двери располагался открытый очаг. Очаг в жилищах круглой формы представлял собой своеобразный полукруг; в апацха он был четырехугольным. Головная часть очага укреплялась тесаным камнем, на который клали утолщенные концы поленьев для костра.

Вообще каждый хозяин старался устроить свой очаг как можно лучше. Здесь непрерывно горел огонь – символ непрерывности жизни. Перед сном хозяин прятал пылающие угольки в золе, чтобы утром зажечь огонь ими же. Делал он так не только потому, что добывание огня было сопряжено с определенными трудностями. По поверью, огонь – явление необычайное, сверхъестественное, он обладает магической силой, способствующей удачному продолжению рода с присущими ему традициями. Даже при разделе семьи отделившаяся брачная пара брала с собой в новый дом горящую головешку из отцовского очага.

Внутренне убранство апацхи
Над очагом свешивалась надочажная цепь, игравшая роль домашней святыни, деревянные раздвижки, подсвечник и другие крючки.

У очага ставились различной длины скамейки. К боковым стенам прикреплялись деревянные нары, над которыми висели шерстяные покрывала. На нарах лежали постельные принадлежности. В помещении могли быть и всевозможные сундуки, шкатулки, в которых хранились ценные вещи семьи. Несколько выше к стене прибивались полки, в которых помещались предметы кухонной утвари. У одной из стен стояла плоская каменная зернотерка, на которой хозяйка готовила аджику. На стене за специальные крючки держались также узкий стол удлиненной формы с относительно низкими ножками, а также седла, оружие, бурки.

У одной семьи могли быть две жилые постройки типа апацха, причем каждая из них имела свое назначение. Одна, часто имевшая сзади пристройку для хранения утвари, служила для самой семьи; в ней протекала вся «кухонная» работа. Другая предназначалась для приема гостей.

По материалам В. Бигуаа. Монография «Абхазы», отв. ред. Ю. Д. Анчабадзе, Ю. Г. Аргун, 2007 г.


Возврат к списку