"Цена достояния познается с потерей его..."  Б. Шинкуба. "Последний из ушедших" 

АБХАЗСКИЕ ТРАДИЦИИ


Абхазская свадьба

Свадьба в доме невесты
Наибольшее количество свадеб приходилось на осень, когда крестьяне заканчивали полевые работы. Свадебным днем традиционно считалась и считается суббота. После захода солнца из дома жениха, где уже шла оживленная подготовка к свадебному пиру, бесшумно выезжала со двора свита для привода невесты. Если брак заключался открыто и не вызывал никаких беспокойств, то жених не сопровождал свиту.

Современная абхазская свадьба играется днем, чаще во второй его половине. Свадебный кортеж насчитывает гораздо меньше людей и едет за невестой только на легковых машинах. В путь отправляются с таким расчетом, чтобы успеть зарегистрировать брак и вернуться с невестой в дом жениха к началу пира.

По сравнению со свадебным пиром в доме жениха, пир в доме семьи невесты скромен не только по размерам, но и по характеру проведения. Несколько стеснительной и печальной должна выглядеть и невеста - "нелегко ведь расставаться с ближайшими людьми и родным домом". Она располагается в отдельной комнате вместе со своей подругой, в окружении сверстниц. Молодые члены свиты вместе с ее женской половиной могут зайти к невесте, выразив восхищение ее красотой.

Следует отметить, что специальной свадебной одежды у абхазов не было. Обычно это было длинное до пят и широкое к низу платье с высоким воротником и длинными рукавами, большой шелковый платок на голове, на ногах – изящные сафьяновые чувяки. В настоящее время облик абхазской невесты полностью европеизировался: на ней обычно белый свадебный наряд с фатой.

Наступает время отъезда, однако хозяева всеми мерами заставляют гостей подольше задержаться за столом. На пути следования члены свиты почти непрерывно поют «Песню привода невесты в дом», а те, кто с оружием, стреляют.

Ввод невесты в дом жениха
Привод невесты является самым радостным и шумным моментом свадебного торжества. Мать жениха три раза обходит вокруг невесты, на лестнице дома обсыпает ее конфетами и серебряными монетами. Порог дома невеста переступает под звон скрещивающихся над ее головой кинжалов. Магический смысл данного обряда - защитить молодоженов от злых духов.

Еще в XIX веке сразу же по прибытии свадебной процессии невесту водворяли не в дом, а в амхара - специальный брачный домик, который для этого случая обязательно возводился на территории усадьбы.

Хозяин вместе со своими односельчанами, встретив гостей, приглашает в дом. Но сначала гости останавливаются у специально приготовленного стола, где ими выставляется напоказ приданое невесты. Раньше оно состояло из предметов первой необходимости, начиная с надочажной цепи и медных котлов и кончая постельными принадлежностями и домашними животными. В наше время приданое дается чаще всего в виде денег.

Потом старший гость демонстративно раздает свадебные подарки, которые делает невеста членам семьи и другим родственникам жениха. В это же время в комнате проводятся смотрины невесты, сопровождающиеся денежными подношениями.

Начало свадебного застолья
Потом гости садятся за пиршественный стол. Распорядители приглашают всех присутствующих, прежде всего сопроводителей невесты, на омовение рук. Гостей со стороны невесты усаживают на самом почетном месте. Через определенный промежуток времени распорядитель призывает всех сидящих за столом и обслуживающий персонал к вниманию и предоставляет слово хозяину, которому молодые мужчины из обслуживающей группы вручают бокал вина и шампур с сердцем и печенью жертвенного бычка. Тот произносит молитву за здравие новобрачных. Осушив бокал и закусив ломтиком сердца и печени жертвенного животного, он разрезает их на мелкие куски и раздает наиболее почетным гостям. И в дальнейшем гости закусывают курятиной, индейкой в остром ореховом соусе, пирогами, различными сластями, другими "холодными" блюдами. Все это прелюдия, которая длится до тех пор, пока не будут поданы горячая мамалыга, вареное мясо и вино - основа традиционной трапезы у абхазов.

Основная часть застолья под руководством тамады
Первый бокал тамада поднимает за народ, который является для абхазов высшей ценностью после Бога, второй - в честь погибших героев во время Отечественной войны 1992-1993 гг. Третий тост посвящается новобрачным, которые появляются перед гостями именно в этот момент. Однако это нарушение традиции, по которой молодая постоянно находилась в брачном домике, а жених прятался.

Обойдя все ряды, чтобы каждый участник торжества смог взглянуть на них, молодые вновь удаляются. На городских свадьбах сразу после "обхода" жениха и невесту вместе с провожатыми приглашают за специально накрытый для них стол. Однако они продолжают стоять за столом, пока тамада не предложит им сесть.

Тамада провозглашает тосты за родителей и других старших членов рода жениха и невесты, за руководителя группы провожатых и других гостей по старшинству. Завершающим является тост за обслуживающий персонал. Каждый очередной тост тамады присутствующими выслушивается стоя. Встают также каждый раз, когда слово предоставляется уважаемому гостю.

На свадебном торжестве важное место занимают народные песни и танцы, по которым молодежь устраивает настоящие состязания.

Свадебная церемония завершается после отъезда гостей. Но благодарный хозяин не отпустит своих соседей, достойно организовавших торжественное застолье. При помощи близких родственников он закалывает бычка, еще раз накрывает стол и устраивает новую трапезу. Она длится обычно до поздней ночи, порою и до следующего дня.

Обычаи послесвадебного цикла
Довольно длительное время после свадьбы молодожены не показывались вместе старшим родственникам, особенно родителям - "стеснялись". Молодая продолжала ютиться в брачном домике, где по ночам, тайком, прячась от глаз домочадцев, ее посещал новоиспеченный муж. Для снятия данного ограничения, в пятнадцатый день после свадьбы устраивался обряд "ввода невесты в большой дом". Войдя в дом, свекровь обводила невестку вокруг очага, над которым висела надочажная цепь - символ и объект культа семьи. В жертву приносились пирог, испеченный самой невесткой, и курица, сердце и печень которой должна была съесть только невестка. Вокруг головы невестки свекровь обносила свечу и зажигала ее.

К обряду "ввода в большой дом" могли приурочить и "ввод" молодого супруга в родительский дом. Расходы, связанные с этим пиром, брали на себя дружки молодой пары. В свою очередь и молодожены делали им соответствующие подарки.

Следующим важным послесвадебным обрядом было моление духу воды, не совершив который, молодая невестка не могла ходить к роднику.

Все эти обряды имеют место в быту абхазов и сегодня, но кое-где, главным образом в прибрежной части страны, редуцируются либо вовсе забываются. Так, сильно упростился, хотя и сохранил свою функциональную значимость обычай приобщения невестки к отдельно проживающим родственникам и соседям мужа. По традиции она не имела права самовольно посетить их. Первый визит наносился только по специальному приглашению, принимая характер обрядово-ритуального действия. Не разрешается до сих пор молодому зятю вольное посещение родителей жены.

По материалам В. Бигуаа, С. Дбар. Монография «Абхазы», отв. ред. Ю. Д. Анчабадзе, Ю. Г. Аргун, 2007 г.

 


Возврат к списку